Типология культов С. Хассена.

Ранее я рассказывал об истории развития понятийного аппарата сектоведения (точнее, о проблемах понятий): https://www.b17.ru/blog/86141/ и состоянии психологического подхода к феномену сектантства в России: https://www.b17.ru/article/105485/

Напомню, что психологический подход к феномену сектантства не явился полноценным продолжение социологического — он развивался самостоятельно и заменил социологический, когда тот окончательно зашел в тупик. Развиваться же психологический подход стал усилиями антикультового движения (в первую очередь, в США). И пока социологи пытались определить позиции сект и культов в соотношении с религией, игнорируя не религиозное сектантство, в антикультовом движении родилась своя классификация (представленная в 1988), во многом определившая дальнейшую работу психологов.

Итак 4 типа культов, выделенных С. Хассеном (подробнее можно ознакомиться в его книге "Борьба с культовым контролем сознания").

Религиозные культы — культы в том виде, в каком они устойчиво и исторически воспринимаются, т.е., основанные на религиозной догматике. Свидетели Иеговы, кришнаиты, муниты, мормоны и другие представители выраженно-религиозных организаций.

Политические культы — под этим типом можно рассматривать как культ личности какого-либо политика (XX век не испытывал недостатка в "культовых" диктатурах), так и формирование идеологического политического мифа, связанного с каким-либо событием. В нашей стране, в частности, 9-ое число мая активно используется (к сожалению) как элемент государственной идеологической пропаганды.

Психотерапевтические/образовательные культы — сейчас это неустанно растущие интенсивные курсы чего-либо, например, самого абстрактного из того, что может предложить как продаваемую услугу психология — личностного роста. В своей практике я встречался с людьми, физически и психически пострадавшими от тренинговых центров — со временем и их согласием будет отдельная статья с компиляцией их историй. Навскидку можно вспомнить целое сообщество пострадавших от тренинг-центра "Спарта" (более 30-ти человек, 1 погибший).

Коммерческие культы — финансовые пирамиды, MMM, "Гербалайф" и другие организации, выстроенные по принципам многоуровнего маркетинга и привлечении новых распространителей товаров (при котором деньги человек получает не только за их самостоятельную реализацию, но и за привлечение новых членов) . К вопросу о том, имеет ли здесь место твердая вера в компанию интересно вспомнить отношение обманутых вкладчиков к аресту Мавроди. "Отпустите его, он всё вернет", говорилось на пикетах и митингах.

Принцип "приведи ближнего своего" работает во всех 4-х типах культов. Вместе с тем, они ориентированы на разные вещи, хотя используют сходные методики воздействия: групповое давление, изоляцию, идентификацию с группой, обман, наличие непререкаемого авторитета и др.

На данный момент такая классификация тоже является устаревшей, но она позволила существенно продвинуться вперед, обойдя тупик социологического подхода, увязшего на трудах Макса Вебера.

Немного биографии.

Стивен Хассен — один из видных представителей данного подхода (и движения), сам имел опыт пребывания внутри секты. Конкретно: он был членом церкви объединения, также известной, как муниты. Оказавшись там в возрасте 19-ти лет, за 3 года он проделал много работы, которая истощила его настолько, однажды он уснул за рулём и попал в автокатастрофу. Въехав в грузовик, он выжил, но оказался в больнице.

Сам он описал свою реакцию на произошедшее так:

Как любой посвященный член культа, я обвинял себя в том, что был недостаточно ―чистым. Мне не приходило в голову, что следовало бы спать, по крайней мере, свои нормальные три-четыре часа за ночь. Я чувствовал, что был избран Богом для этой святой миссии, но потерпел неудачу

Когда он смог вернуться к нормальной жизни, он посвятил себя противодействию экспансии сект. Во многом его работа опиралась на труды Р. Лифтона, который исследовал воздействие пропаганды и психологию тоталитаризма (монография "Thought Reform and the Psychology of Totalism: A Study of "Brainwashing" in China").

На собственном примере зная, как секта может воздействовать личность человека, он сосредоточил усилия на поиске эффективных мер противодействия. Как профилактических — так и реабилитационных. На тот момент единственным известным методом вытаскивания человека из группы было депрограммирование — метод этически и юридически спорный, но о нем мы поговорим в следующий раз.

Картинка: кадр из фильма Инчхон, съемки которого были проспонсированы Мун Сон Мёном.

 

 

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: