Эйчар — эйчарит?

На днях попалась статья. Про то, почему из фирмы уходят лучшие сотрудники. Пишут о роли руководителя, стремлении выжать по максимуму из лучших. Возможно.

Но хотелось бы поговорить о том, почему лучших сотрудников фирма часто не теряет, а просто они в нее не попадают. И ведущая роль в этом, как мне видится, принадлежит менеджерам по персоналу, так называемым "эйчарам" (от англ. HR — human resources).

Профессия новая. В смысле, новое название, а профессия стара как мир. Суть — подбор кадров.
Навскидку видно несколько проблем. О них по порядку.

1. Сразу заметно, что профессия насмерть поражена "женским фактром". По проведённому нерепрезентативному исследованию соотношение мужчины/женщины в данной сфере равняется 23/77 в пользу женщин (в процентах). Сюда же зачастую накладывается юный возраст эйчарок. Двадцатитрехлетняя девочка не в силах оценить компетентность сорокапятилетнего мужчины. Не из-за врожденной глупости. А из-за отсутствия в своей картине мира возможностей этого возраста. Ей что 45, что 70.

2. Часто дамы, производящие отбор на вакансии, как минимум некомпетентны. Образование какое попало. Попадались и юристы с экономистами, коих в 90-е годы штамповали пачками, и педагоги-психологи, и филологи с журналистами… А должности, на которые идёт отбор, часто предполагают такой уровень образования, о существовании которого эти женщины даже не подозревают.
Способность человека к самообразованию вообще никто не учитывает. Надо бумажку. Любую. Автор сам выдавал сертификаты, на основании которых люди устраивались работать. Всё в порядке и все при деле :)

3. Формальные признаки по которым происходит отбор.
— Диплом. Не спорю, для некоторых профессий наличие диплома — точка отсчёта. Не всегда. Все слышали истории про поддельные дипломы? В 90-е годы и в начале 2000-х дипломы продавались в метро. На каждой станции. С любой квалификацией. Сейчас на это есть Интернет. А проверить документ на подлинность — это же работать надо. А не эйчарить.

— Опыт работы. При наличии у соискателя опыта работы, развития фирме от него, как правило, не видать. Человек будет делать ровно то, что привык. За что и был уволен с предыдущего места. И саботировать требования новой организации.
Часто гораздо лучше принять кандидата без опыта, но с умением пользоваться головой. И работать с источниками информации. Адаптироваться он сможет быстро, будет мотивирован к работе, и скорее всего что-нибудь в деятельности улучшит или дополнит.

— Вариант опыта — наличие собственной клиентской базы. Стоит задуматься, где кандидат приобрёл (спёр) клиентскую базу? Правильно. На прежней работе. А что будет при его увольнении с ВАШЕЙ клиентской базой? Правильно…

4. Отбор на должность, как правило, начинается с резюме. Надеяться на то, что его прочтут, соискателю не стоит. Максимум просмотрят. Были случаи, когда одна и та же фирма размещала информацию о вакансии на двух разных сайтах. И на одно и то же резюме приходил отказ с одного сайта и приглашение с другого. С одной и той же подписью.

Но уж если просмотрят, то держись, кандидат! Внимание лица, принимающего решение о собеседовании будет направлено не на важные, с точки зрения соискателя, вещи. А на всякую ерунду, которую это лицо усвоило из переводных методичек. Число страниц заголовка или количество запятых на метр текста. Ну и на список из третьего пункта.

Также опытная эйчарка легко определит компетенции соискателя, основываясь на надёжных гипотезах. К примеру, на жёсткой связи цвета автомобиля со способностью работать по найму.

5. Обычно человек ищет работу редко. И написание резюме и прохождение собеседований не являются его основными навыками. Но оценивать будут по ним. В итоге устраиваются специалисты по собеседованиям и гении по написанию резюме в красках.
На собеседовании вообще решающий фактор — "нравится-не нравится". Интересно, как может понравиться молодой персональщице, скажем, Григорий Перельман? Субъективизм и волюнтаризм рулят.

Результаты беспощадной деятельности эйчарок следующие: спортивными тренерами становятся личности, далёкие от спорта и не имеющии спортивной квалификации; обучателями бизнес-навыкам — люди никогда не имевшие бизнеса, и не понимающие его сути; клиническими психологами — лица с навыками самопрезентации, но без дипломов об образовании…
Этот список бесконечен, как "Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной я не уверен"(с).

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: