Детская истерика и что с ней делать?

Вопрос детской истерики весьма популярен и является одним из актуальнейших запросов на личных консультациях касающихся детско-родительских отношений, поэтому я расскажу про это поподробнее.

Здесь стоит различать, что вы понимаете под словом истерика? Это прям истерика-истерика «взахлеб» с выгибанием, бросанием, покраснением покровов кожи и т.д. или это пока еще просто плач/крик, на какую-либо фрустрирующую ситуацию.
Дело в том, что в зависимости от того, на какой стадии развития истерики вы находитесь, ваши действия могут быть разными.

Например, в психологии принято выделять 3 стадии истерики:
1.Стадия крика. Ребенок громко кричит, он еще ничего не требует, родители в первый момент детского крика сначала пугаются, а потом понимают, что это началась «очередная истерика». В стадию крика малыш может ничего не видеть и не слышать.

2. Стадия двигательного возбуждения. Малыш начинает все вокруг кидать, бросать. Если в момент истерики у него нет ничего под рукой, он начинает топать ногами, размахивать руками, биться об пол или об стену головой. В момент истерики он совершенно не чувствует боли.

3. Стадия рыданий. Он начинает громко плакать, рыдать, слезы текут по щекам «ручьем», он смотрит на всех обиженным взглядом. Стадия рыдания может длиться очень долго, если во второй стадии малыша не успокоили, то потом ходить и «всхлипывать» он может часами. Маленьким детям очень сложно справиться со своими эмоциями. Если его успокоить на третьей стадии развития истерики, то он будет уже обессилен и захочет поспать днем, будет часто просыпаться ночью.

Здорово конечно делать профилактику и предотвращать истерики до их возникновения, т.е. обрабатывать ситуации до переключения «тумблера настроения», но в жизни этот момент бывает сложно уловить, т.к. нужно быть очень внимательным и точно понимать/прогнозировать, что сейчас может произойти с вашим ребенком. Но если вдруг вы не успели или ваша стратегия переключения внимания/успокоения не имела успеха, то не стоит отчаиваться, ведь главное, чтобы сам родитель был спокоен и эмоционально устойчив, для того чтобы перейти к плану Б.

План Б. Что делать если ребенок уже кричит и начинает плакать. 1 СТАДИЯ. В этот момент он уже может не слышать ваши уговоры и объяснения, особенно нужно учитывать, что дети дошкольники «правополушарные» (образы, чувства, эмоции и т.д.) к ним зайти через «левое» полушарие головного мозга (Слова, смысл, объяснения) пока еще рано, левое полушарие еще «спит» и активно начнет просыпаться годам к 6-7, вот там и будете уповать на свои объяснения и уговоры.
А сейчас максимум, что вы можете сделать для переключения внимания, это что-то неожиданное, резкое и привлекающее внимание ребенка, например, одеть на голову кастрюлю, сделать гримасу, резко дунуть и т.д. После того как вы убедились, что ребенок держит на вас внимание, можно действовать и завершить/продолжить ту деятельность, на которой ребенка «эмоционально вынесло», либо увести его вообще оттуда, если вам это необходимо.

Если не получилось обработать истерику на 1й стадии, то «паровоз уже не остановить» и вы просто отрабатывает алгоритм работы с истерикой, а именно:
НА 2Й СТАДИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ, вы максимально стараетесь обезопасить ребенка и окружающее пространство, чтобы он не покалечился, пока будет биться в конвульсиях на полу, не порушил мебель и т.д.
Делается это так: если он лежит или стоит безопасно, то вы можете просто быть рядом, очень важно не выгонять ребенка и не бросать его в таких растрепанных чувствах. Вы не включаетесь, вы просто рядом, возможно даже занимаетесь своими делами, но рядом.
Если ситуация может быть опасна, а оттащить его на безопасное расстояние нет возможности, то вы берете его на руки и сильно прижимаете к себе (холдинг), как бы захватываете его и сильно держите, т.к. он все это время еще будет вырываться и, возможно еще, вам в «глаз заедет».
Все это происходит до момента «обмякания тела» и легких всхлипываний у вас в коленях,если ребенок сам подошел обнять вас, или на руках, вы это состояние ребенка почувствуете, он перестанет вырываться. Как только он успокоился, вы уже можете переключить его внимание: дать попить воды, пойти умыться, и далее через некоторое время вернуться к той деятельности с которой ребенка «вынесло» или продолжить дальнейшие дела.

НА 3Й СТАДИИ РЫДАНИЙ:
Сразу предлагается брать на руки в «захват» с успокаивающими словами и поглаживаниями. Ждем того, пока тельце «обмякнет» от успокоения и «захлебывания» превратятся в легкие «всхлипы». Потом стараемся переключить внимание/завлечь какой-то новой идеей. Когда все становится мирным вновь могу вернуться к той деятельности с которой его вынесло/либо если мы что-то делали, то делаем дальше.

Вот весь алгоритм с пошаговым объяснением, он актуален и в 1,5 года и в 3 года, когда истерики неотъемлемая часть прохождения кризиса 3х лет.

Автор: семейный психолог Любовь Лавренёва

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: