Возвращение на Землю. Фильм глазами экзистенциального психолога.

Эта статья возникла, как отклик на недавно прошедший на Первом канале российский сериал «Частица Вселенной» (реж.А.Званцева).

Сюжет сериала на первый взгляд как будто бы банален и прост. В фокусе сценария любовный треугольник. В центре треугольника женщина. Надя Каманина. Москвичка, архитектор, современная, молодая, красивая.

Сложная – так  называют её другие женщины.

Первые кадры фильма о том, что Надя решилась сказать мужу, что полюбила другого мужчину.

Со времен истории о толстовской Анне Карениной, таких историй сотни и тысячи. Но история Нади, которую  рассказывают нам создатели сериала, тем не менее, особенна. С самого начала в ней есть что-то большое, чем простой любовный треугольник. Но вот что? Долгое время это остается тайной.

Как всякий смысл, смысл этой истории,  раскрывается контекстом происходящего. И контекст минута за минутой проявляется все более сложным и жестким. Само первое появление в кадре мужа Нади, Андрея, уже заставляет задуматься – в чем дело? Андрей Каманин, образ которого создан Алексеем Макаровым, не просто герой, это супер-герой. Бизнесмен в области космической оптики, брутальный красавец, с выдержанным характером ,  восемь лет готовящийся к полету в космос. И теперь полет может сорваться из-за появления в его жизни соперника. Увидев Надиного мужа, возникает нетерпение узнать, кто же этот соперник? Не муж, не зрители фильма, никто из окружения пока об этом не знает. Да и, как часто бывает в ситуациях любовного треугольника, боятся и не хотят знать.

Лишь психолог, который работает с отрядом космонавтов, замечает, что происходит неладное и ищет ответы на вопросы, пытаясь предотвратить риски предстоящего полета. Когда психолог убеждается, что его гипотеза верна, в семье Каманина проблемы, он уделяет внимание Наде, чтобы помочь ей быть разумной и защищенной в сложившейся ситуации. Но и психолог , также как и остальные не знает имени возлюбленного жены космонавта Каманина.

Уверена, что все, кто смотрел сериал, испытали некоторый шок, когда имя возлюбленного Нади стало известно. Им оказывается командир экипажа Яшин, с которым летит в космос Каманин. Шок не только и не столько от того, что все так близко, так тесно связано, но и от того, каким человеком мы видим Яшина. Предельно циничный, отпускающий сальные шуточки по поводу и без повода, грубо проламывающий все границы…Мужчина, офицер, для которого не проблема спать с женой своего товарища и члена команды. И внутренне и внешне  он явно уступает мужу Нади. Но Надя любит. Надя пережила рядом с этим человеком что-то такое, ради чего она готова оставить мужа, отца своего ребенка, славу жены космонавта, материальный достаток. И то, что Яшин уже сказал ей, что « никогда больше не позвонит ей», не меняет её переживаний. Она выбрала его. Даже, если останется одна. И Надя одна. Уже одна в этом фильме. Её любовь живет уже только, как воспоминание. Вот  ресторан в котором они бывали с Яшиным…вот мостик на котором познакомились. Воспоминания, привязанность ко всему тому, что связывало её с любимым.

Психолог пытается объяснить Наде происходящее с ней, как  потребность в чем-то идеальном, как желание выскочить из повседневности. Но…разве можно объяснить увлеченной женщине, что её любовь к мужчине это просто иллюзия, или какой-нибудь там фрейдовский «перенос», или «проекция», или бог его знает что. Для Нади ее переживания реальны. Она готова жить и умирать за свою любовь.

Кульминация в сюжете и в жизни Нади происходит  не в беседе с психологом, она происходит тогда, когда её муж и любовник уже в космосе в одном корабле. Одна из женщин, присутствующих в зале, где происходит связь с космонавтами, даёт Наде  пощечину и прилюдно объявляет жене Яшина: «Эта дама спит с твоим мужем». Мир, окутанный тайной, в котором  люди жили, каждый в свой реальности, в один миг становится окончательно ясным. Ясным для жены Яшина, для психолога, для самой Нади. Расколотые тайной части реальности, вдруг схватываются в целостную картину. Один миг, одно действие и реальность обнажилась в своей грустной простоте и пустоте.

Через некоторое время Надя говорит странные для себя самой слова: « Я уже не знаю, кто мне ближе. Я думаю почему-то об Андрее»

На этом мне хочется оставить прекрасных героев сериала и немного подытожить этот текст с экзистенциальной позиции.

Увиденное для меня это утверждение силы реальности.

Ничто так не отрезвляет нас, не приводит нас к самим себе, как реальность. Реальность – это все так, как оно есть.

Пока есть только какая-то часть реальности, пока есть часть мира, которую я не знаю, не хочу знать, боюсь знать, мое воображение обязательно будет эту часть каким-то образом дополнять.

Почему, пожалуй, любовные треугольники фигуры столь устойчивые и долговременные?  Потому, что держаться на тайне. Любовница не может знать всей правды о жизни мужчины, с которым она в отношениях. В ту жизнь она по определению не имеет доступа. Воображение любящей женщины, конечно, нарисует какую-то картину, которая будет оправдывать происходящее. Так и со стороны жены отсутствие полноты знаний рождает объяснения отношений с мужем,  как угодно, но не так, как есть на самом деле. Не даром, жена Яшина, услышав о том, что Надя любовница ее мужа, какое-то время не может поверить в это, глядя на Надю с тем, что та скажет, что это не правда.

Космос во всей этой истории  видится мне символом наших мечтаний, возвышенных стремлений. Наше желание выйти за пределы повседневности, наверное, присущее нам всем чувство. Подняться над землей. Убежать от обыденности. Прилепиться сердцем к идеальному. Космос и идеальное нас питает и одухотворяет. Но в какой-то момент необходимо приземлиться. Приземлиться и увидеть реальность. Потому, что жить можно только на Земле, в реальности.

 

 

 

 

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: