Зевс и Гера. По следам супружеской верности.


Сначала посмотрим на семейную систему в двух поколениях.

Зевс был младшим ребенком в семье, где все предыдущие дети были съедены агрессивным отцом, который видел в детях угрозу. Мать, обманывает мужа, который безоговорочно ей доверяет. Она спасает сына от страшной участи, давая вместо ребенка проглотить мужу камень. Ребенок растет в атмосфере обмана и опасности его раскрытия, исходящей из внешнего мира.  Фигура отца в предсталениях маленького Зевса — отрицательная. Он хочет быть не таким как отец — и во всем противопоставляет себя ему.

Несмотря на попытки быть другим — система берет верх.  В силу наличия установки контр-родительского сценария Зевс предстает нам благородным  и могучим : он сверг своего отца и пришел к власти, но сделал это не хитростью и коварством, а в равном бою, доказав всем свою силу и превосходство. В отличие от отца, хранящего верность своей жене — Зевс активно прелюбодействует. А также не боится, а любит своих детей и заботится об их будущем.

Но в семейных отношениях царит точно такая ж атмосфера, как и в родительской семье: атмосфера обмана и опасности.

Зевс обманывает жену, имея многочисленных любовниц и внебрачных детей, он пытается их скрыть (уберечь так же, как мать уберегла его в свое время от отца). А Гера, так или иначе, узнавая об этих изменах — приходит в гнев и жестоко наказывает третью сторону взаимодействия, но не мужа (так же как отец ел детей, но не ел жену, которая рожала их ему). Мы видим  пример того, как поведенческие паттерны передаются из поколения в поколение.

Какие же предписания или, иначе говоря, правила поведения дают нам истории про взаимоотношения верховной олимпийской пары? 

Зевс — главный из богов Олимпа, Гера — самая могущественная из богинь. Это пример симметричных взаимоотношений: союз сильнейших, союз равных, они выбрали друг друга  и объективно это лучший выбор из всех имеющихся. Гера — сестра Зевса, поэтому их семейные системы совпадают, что также обуславливает симметричность их взаимодействия. 

Для их отношений характерна борьба за власть в семье — когда Зевс изменил ей и родил Афину, она в отместку родила сына "миновав супружеское ложе". Кроме того она пыталась поднять бунт против мужа, и ей почти это удалось, если бы не одна из любовниц, вовремя подоспевших с подкреплением.  Зевс наказывал жену до тех пор, пока она не поклялась больше никогда не посягать на его власть. Это предписание о том, что мужчина в семье главный и сопротивляться этому — опасно.

Гера больше не восстает против мужа, и воспринимает его способность обольщать других женщин, как данность. Нередко в мифах Геру называют ревнивой. И создается впечатление, что это она вызывает у мужа гнев своей ревностью. Так создается предписание, что ревновать — это плохо, и что ревнивая жена — злит и это нормально. Однако, мы знаем, что ее муж ей изменяет и это не просто ревность, это реакция на его действия. Геру злит сам факт его измен. Что она делает со своим гневом? Она пытается повлиять на всех женщин, внушая им страх "расплаты" от связи с женатым мужчиной. 

При этом сама Гера, будучи покровительницей  брака, все время сохраняла верность мужу. Мы не знаем как именно ей удавалось это делать. Есть история, про то что однажды в Геру влюбился некий мужчина и вознамерился ею овладеть. Зевс почему-то узнал об этом прежде Геры (либо ее реакция в принципе не важна в данном случае) и создал облако, которое ее изображало. Таким образом, мы видим, что Зевс был активно против того, чтобы у его жены была связь еще с кем-то кроме него. Здесь тоже возникает предписание — если у человека возникло желание кем-то обладать — его не просто погасить, запретить, отменить —  проще перенести это желание на другой объект — и утолить.

Гера знала , что любвеобильность мужа можно и нужно переносить в семью. Не только в ссорах и "играх" с любовницами заключалось супружеское взаимодействие. Время от времени, она брала у Афродиты волшебный пояс и делалась прекрасной и неотразимой, пускала в дело всю свою красоту и обаяние. Она заставляла Зевса вспомнить самое начало их отношений, то как он добивался ее и бесконечные ночи их страсти. Так она пробуждала в нем желание. И тогда, как пишется, они удалялись вдвоем подальше от всех земных и небесных дел, чтобы предаваться любви. Это предписание о том, что именно женщина должна предпринимать что-то, чтобы мужчина продолжал испытывать к ней желание

Что получается? Что ждет эту пару в будущем?

Гера не уйдет от него никогда, потому что знает — других таких нет. Зевс, зная это, чувствует себя свободным и изменяет жене, но никогда эти измены не станут отношениями — потому что Зевс уже выбрал лучшую женщину и остается верен своему выбору — а значит, верен ей. Чем больше он заводит себе любовниц, тем страшнее и мучительнее кара, которой подвергнет их Гера —  и игра этих двоих продолжается. Может быть только желающих быть "третьими" становится все меньше и меньше.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: