Современная классификация сект, ч.1. вводная

Последующие шесть публикаций будут посвящены вопросу, какие бывают секты и чем они различаются. В быту часто приходится слышать распространённое мнение о том, что секты — явление сугубо религиозное, о некорректности чего я уже писал ранее (http://www.b17.ru/article/105485/ ). Также я описывал типологию культов С. Хассена (http://www.b17.ru/article/105840/) — едва ли не первую типологию, вклюившую в себя нерелигиозные формы сектантства. 

Классификация, которую мы теперь будем рассматривать была представлена минским ученым Владимиром Мартиновичем в 2015 году. По словам автора, он опирался на разработки Р. Старка и Ч. Бейнбриджа, и хотя на мой скромный взгляд она близка к работе Хассена, оспаривать этот вопрос мы не будем. 

Необходимо уточнить, что многообразие форм сектантства укладывается автором в термин "нетрадиционная религиозность" с поправкой на инструментальный характер терминов (до сих пор проблемы филологического характера — уточнения понятий — подливают масла в огонь определения "степени сектантскости" той или иной группы)*. Как бы то ни была, представленная классификация является наиболее актуальной, современной и практически применимой.

Она включает два параметра: характеристику членства и предметное (идеологическое) содержание группы. Мы остановимся на первом.

1. К первому типу нетрадиционной религиозности относятся секты и культы в том понимании, которое вошло в привычный обиход. "Техническое описание" их таково: они имеют наиболее развитую организационную структуру; вероятность постоянного членства (т.е., внутри секты  рождаются дети, сразу же приобщаясь к организации и воспитываясь в согласии с ее требованиями) и обширное вероучение, охватывающее максимум аспектов жизни, как правило — религиозного характера. 

Секты отличаются от культов особенностями зарождения.

Секты основываются на трактовке уже существующего учения, отделение от другой, "материнской" религиозной группы.

Культы — самостоятельные образования, целенаправленно создающиеся с нуля.

Во главе тех и других структур первоначально стоит харизматичный лидер, выстраивающий вертикальную иерархию. Некоторые секты-долгожители имеют сотни филиалов в самых разных частях света, собственные производства, средства массовой информации и другие "корпоративные" имущества, позволяющие принимать участие в общественно-политической жизни со своими интересами (в 2012 году мормоны выдвигали своего кандидата в президенты США — Митта Ромни).

К таким сектам и культам относятся, например, кришнаиты, свидетели Иеговы, пятидесятники Аум Синрекё, и другие широкоизвестные формации.

Оставшиеся 5 типов мы последовательно рассмотрим в следующих публикациях.


Фото: теракт в токийском метро 1995 год, организованный членами секты Аум Синрекё. 

*краткую историю этих дискуссий можно прочесть тут:

http://www.b17.ru/blog/86141/

P.S.: Существует более двухсот определений, в той или иной мере способных заметить термины "культ", "секта", "нетрадционная религия", новое религиозное движение" и т.д.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: