Часть 2. Травля ребенка в школе: как действовать родителям?

Итак, какие шаги нужно предпринять:

1. Родителям "массовки" объединиться и подойти к педагогу, классному руководители с сообщением: "Мы обеспокоены процессом, который происходит в классе и тем, что наши дети находятся в этой роли — свидетелей агрессии и поддерживают ее без права выбора".

Главное, чтобы педагог понимал, что в классе завелась болезнь. Признак того, что педагог признал наличие травли — это называние вещей своими именами. Травля есть травля. Это насилие по отношение к ребенку, а не "плохие отношения с одноклассниками".

Если педагог это признал, то он может провести беседу со своим классом — свидетелями агрессии — примерно в таком духе: "Ну я же вас хорошо знаю, вы нормальные люди. Быть агрессором — это выбор. Жертва не выбирает быть жертвой. Вы какую роль для себя выбираете — быть в курятнике?"

В этой беседе главное перевести фокус внимания на агрессора и показать что с ним что-то неладное, раз он так поступает, и отвести внимание от жертвы, иначе после таких разговоров будет только хуже. В голове у детей стереотип, что агрессор — окей, а жертва — не окей. Надо сломать этот стереотип, заставить их подумать, зачем агрессор так делает, воззвать к моральным чувствам.

2. Затравленному ребенку можно порекомендовать также переводить внимание со своей персоны на агрессора по принципу "перевернутого прожектора": "Я знаю, тебе нравится меня так называть". Таким образом тоже ломается стереотип, когда агрессор пытается привлечь внимание массовки к жертве. 

3. Если беседы с педагогом не помогают и ребенок не справляется отводить "луч прожектора" от себя, то имеет смысл идти дальше к высшему руководству — директору школы. В разговоре важно сохранять партнерскую позицию, то есть проявить заинтересованность в решении проблемы, без наездов и лишних эмоций.

Ведь школьный коллектив — это своя система, все мы люди и никто не хочет выносить "сор из избы" — признавать, что не справляешься с руководством школьного класса или педагогического коллектива. В таком разговоре важно предъявить улики, не быть голословными (с ребенком не здороваются, пропадают вещи), а также заручиться поддержкой других родителей, которые подтвердят, что это не фантазии истеричной мамы. 

По-прежнему важно называть вещи своими именами: "С ребенком не здоровается целый класс, его дразнят, портят вещи. Я не считаю это допустимым. Как сделать так, чтобы это не происходило с моим ребенком?".

4. Если же и директор уходит в "несознанку", то в ход можно пускать "тяжелую артиллерию" в виде письменных заявлений, которые оказывают магическое влияние в нашей системе. По-прежнему можно обойтись без лишних эмоций: "Т.е. вы не можете обеспечить моему ребенку безопасность в школе? Окей, тогда я вынуждена написать заявление, что мой ребенок подвергается в школе системному эмоциональному насилию". И написать такое заявление.

Со слов Люлмилы Петрановской, как правило,  через 2 недели после написания такого заявления с волшебной фразой "подвергается системному эмоциональному насилию" на имя директора, проблема с травлей решается, ребенок продолжает ходить в школу в спокойной обстановке. 

Для себя я вынесла такие итоги после лекции Людмилы Петрановской:

1. Единого алгоритма решения проблемы нет, т.к. активно о проблеме заговорили первый год. Каждому родителю нужно набраться сил и терпения, чтобы довести начатое до результата — прекращения травли. 

2. Для прекращения травли нужен авторитетный учитель — держатель группы, который умеет сканировать процессы в коллективе и удерживать их приемлемых рамках (не допускать насилия). 

3. Важный шаг в решение проблемы — признать ее наличие всеми участниками процесса — родителями всех учеников, педагогами, директором — и вместе объединиться. 

4. Решать проблему по-нарастающей: обращать внимание учителя, привлекать других родителей, составлять списки "улик" и заручиться поддержкой  родителей массовки, обращаться к директору. 

5. Пока есть сотрудничество между всеми участниками — проблему можно решить.

6. Защищать своего ребенка порою бывает страшно, но очень важно,  и бюрократия (письменные заявления) в данном  случае на стороне родителей, как показывает практика Людмилы Петрановской. 

Будем надеяться, что эти проблемы не коснуться наших с вами детей, но если столкнетесь, вы теперь знаете в каком направлении двигаться.

Первая часть статьи о том, что такое школьная травля и чем она отличается от обычных конфликтов опубликована здесь: "Травля ребенка в школе: обычное дело или болезнь группы?"

— 
С любовью к своему Делу и заботой о Вас, 
Анна Колесова 
психолог-консультант, онлайн консультант 
(Спб, скайп, whatsapp) 

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: