Рефлексия… Как много в этом чудном слове!

"Эти глаза напротив!" (Из песни, которую пел В.Ободзинский)"Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она,
Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я." (Из песни, которую пел М.Леонидов)"Рефлексировал, рефлексировал, да не вырефлексировал…" (Современная скороговорка)

Нагло смею вас огорчить: рефлексия — это не совсем то, что вы о ней думаете.
Думая о рефлексии как о мышлении о своём мышлении, самонаблюдении и самоанализе, вы значительно сужаете смысл этого понятия. Если вы думаете, что рефлексия присуща только человеку, то вы тоже крупно ошибаетесь.

Рефлексия, как и отражение, свойственна всем животным. Часто рефлексию определяют как самоотражение. Но это тоже неполное определение. Рефлексия — обращение назад, сгибание, загибание назад, обращение к себе, возвратность. Помните возвратные глаголы, обозначающие с помощью постфикса -ся действия, обращённые на себя? А возвратные местоимения: себя, себе, собой, собою, о себе? Собака чешет себя — собака чешется. Человек одевается — человек одевает себя. М.Леонидов оглянулся вокруг себя. Профессор вышел из себя, а потом взял себя в руки. И так далее.

Так вот, возвратность, сиречь рефлексивность, в живой природе существовала с тех самых пор, когда косная материя стала живой. Вру. Даже косная материя обладает свойством рефлексивности. Например, любая микрочастица вращается не только вокруг чего-то, но и вокруг себя. Спин называется. Такое явление, когда перед чего-то стремится занять место своего зада, а грудь кого-то — место спины. И наоборот. Некоторые вращаются не по горизонтали, а по вертикали. Это когда голова стремится занять место ног или чего повыше.

Кстати, вы знаете, почему буква "я" — последняя в алфавите, а у некоторых людей — первая в их высказываниях? Ну да, потому что они вращаются только вокруг себя. Может, не исключительно, но преимущественно. Не удивительно, что они в основном и оказываются глубоко в заднице несчастны.

Поэтому мой вам советский совет: вращайтесь не только вокруг себя, но и вокруг кого-нибудь другого, или вокруг чего-нибудь другого (займитесь делом, наконец!). Ведь ось (лат. axis) вращения есть ценность, одна из многих осей или ценностей, которые изучает философская дисциплина под названием аксиология (от греч. axia — ценность). И если у вас комплекс неполноценности, т.е. заниженная самооценка, значит, вы вращаетесь вокруг того, кто не вращается вокруг вас, а вращается преимущественно вокруг себя. Если у вас комплекс сверхполноценности, то у вас завышенная самооценка, т.е. неадекватная, и вы — неадекват: неадекватно себя ведёте, нереально смотрите на свои отношения с другими и на самого себя, суперлюбимого.


— Блин!!! Ну, ты даёшь!! Ты себя в луже видел?!
— Видел. Перед тем, как упал в неё мордой. А когда поднялся, лужи уже не было. То ли высохла, то ли выпил.

 

Но я тут не для того, чтобы давать некапиталистические советы, а для того, чтобы расширить ваше понимание рефлексии. А она присутствовала ещё у всяких животных в виде разных безусловных и условных рефлексов. Это синкретическая, непосредственная, рефлексия, когда животное ещё не отделяло себя от мира, и у него не было такого понятия: вот это мир, а вот это я, животное. Да и понятий-то у него не было. Одни только представления. А представления отличаются от понятий тем, что представления сугубо единично-конкретны и привязаны к ситуациям, а понятия уже обобщены, оторваны от ситуаций и связаны с определённым словом. Например, со словом Я. То есть, появляется некое Я-понятие, Я-концепт, обобщённо-конкретное представление о себе, связанное со словом или целыми словесными выражениями (Я такой-то и такой-то; Я есть то-то и то-то; Я беден, но прекрасен собой и добр).

Так что для полноценной рефлексии нужны язык и речь, рассудок и разум. Когда они готовы оглянуться друг на друга и посмотреть, не оглянулся ли другой, тогда возникает чёткая граница между внешним и внутренним мирами, между Я и Он(а), между двумя внутренними мирами посреди внешнего мира. А увидев, что другой всё-таки оглянулся, они уже могут возомнить о себе какую-нибудь чушь сказку, типа: ну вот, я ему (ей) небезразличен.

Короче, рефлексия делится на внешнюю рефлексию и внутреннюю рефлексию. Внешняя рефлексия — это межличностная, взаимная, рефлексия, интеррефлексия (interreflection). Внутренняя рефлексия — внутриличностная рефлексия, саморефлексия (selfreflection). Всякое САМО появляется из ВЗАИМО. Также и Я выделяется из Мы. Личность — из общества (сообщества, коллектива, рода, племени).

Любители фрейдовского понятийного конструкта "Сверх-Я" (Super-Ego) могут возрадоваться. Тут есть ему место! Сверх-Я — это такое трансцендентное Я, которое присматривает за проделками непосредственно рефлексирующего (чешущегося) животного "Оно" и делами "Я" глазами "Мы". "Мы"- это обобщённый другой, общество внутри нас. Сверх-Я — синтез Мы и Я, совершаемый при обратном переходе от Я к Мы. Только этот переход взял и стал существовать вполне самостоятельно, как мост между двумя берегами одной реки. Таким образом, мы взяли и преобразовали фрейдовскую триаду в тетраду:

Оно — Мы — Я — Сверх-Я

Лучше она смотрится в виде тетраэдра:

Под Оно мы можем подразумевать непосредственную (животную) рефлексию или рефлексы. Под Мы — взаимную, или внешнюю, рефлексию (как мы воспринимаем друг друга и себя через другого). Под Я — саморефлексию, или внутреннюю, рефлексию (как я воспринимаю себя). Под Сверх-Я — трансцендентную рефлексию, самовосприятие глазами обобщённого другого, высшего существа, которым может быть и общество в целом, с включённым в него мной, и Вселенная, частью которой я являюсь, и Бог, сыновьями и дочерьми которого мы являемся (это для верующих).

Социальной перцепцией (восприятием) рефлексия, конечно, не исчерпывается. Рефлексия многослойна. Но прежде, чем мы пробежимся по этим слоям, надо сказать, что по временному параметру рефлексия делится на ситуативную ("здесь-и-теперь"), ретроспективную ("там-и-тогда-в-прошлом") и проспективную ("там-и-тогда-в-будущем") рефлексии.

В смысле социального восприятия ситуативная рефлексия и есть наблюдение за другими, за их наблюдением за нами (взаимное наблюдение), наблюдение за самим собой (самонаблюдение). Ретроспективная рефлексия в большей степени связана с сенсорной стороной рефлексии — взаимным изучением и самоизучением, т.е. с взаимным анализом и самоанализом. Проспективная рефлексия преимущественно связана с моторной стороной рефлексии, т.е. взаимным синтезом, строительством, например, отношений с кем-то, и самосинтезом, самостроительством, самопреобразованием. Если ретроспекция — это углубление в какой-то предмет изучения или самоуглубление (заныривание вглубь внутреннего мира, чужого или своего), овнутрение внешнего, то проспекция есть возвышение (выныривание наружу) или выражение — овнешнение внутреннего, взаимное выражение мыслеобразов и эмоций, и самовыражение (демонстрация и самодемонстрация, презентация и самопрезентация, естественное или искусственное самовыражение, т.е. актёрство, играние социальных ролей).

Теперь вы понимаете, что рефлексия — это не только самоанализ, разбор своих полётов, разбирательство с самим собой. Разобраться в себе мы можем только если будем разбираться в других людях. Нельзя одно оторвать от другого. И нельзя самоанализ отрывать от самосинтеза. А то будет как на этой картинке.

Только это будет не сеанс психоанализа, а перманентное состояние разобранного в себе клиента какого-нибудь психоаналитика. Ведь кроме того, чтобы разобраться в себе, надо ещё и собраться в новом образе — для того, чтобы продолжать жить в социальной среде, но уже с улучшенными показателями своего психического здоровья.

К тому же, чтобы себя изучить, надо самовыразиться. Ситуативно рефлексируя посредством зеркала, мы изучаем себя по выражению своего лица, меняем его, гримасничаем, смотрим на себя оптимистично, с гордостью, или пессимистично, негативно оценивая собственный вид. Вряд ли мы поймём себя в каком-то отношении, покуда не попробовали это сделать, покуда не совершили поступок. Так и Раскольников в романе Достоевского не мог понять, тварь он дрожащая или право имеет, пока не совершил преступление. А мог бы испытать себя и в менее опасном деле. Например, не тюкать бедную старушку топориком, а тем же топориком засечь какого-нибудь наглого петуха и представить на его месте будущую жертву.

Самовыражаясь, мы делаем это под влиянием наших Я-проектов, т.е. опережающего отражения себя. Я-проект — это наше желаемое будущее в отношении самих себя. Оно более известно как Я-желаемое в данной ситуации. С помощью ситуативной рефлексии воплощаемое и воплощённое Я-желаемое сравнивается с Я-реальным, и с помощью ретроспективной рефлексии делается оценка: "Чёрт! Я облажался!" или "О! Да я молодец! Ай да я!"

Выражение, судя по следующей картинке из прошлой статьи,

есть выражение воли, волеизъявление (в словах, или на деле, в поступках, в социальном поведении). Оно также внутри себя иерархично, как и рефлексия. Тетрада, описывающая уровни выражения и самовыражения приблизительно такая:

изменение (самоизменение) — утверждение (самоутверждение) — отрицание (самоотрицание) — развитие (саморазвитие).

Подробней об этом и о слоях рефлексии напишу в следующей статье. Отрефлексировав своё самочувствие, понял, что пора бы и отдохнуть.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: