Современная классификация сект и культов, ч.2.

Вводная часть была тут: http://www.b17.ru/article/106194/

Классификация Стивена Хассена тут: http://www.b17.ru/article/105840/

Вторая категория сект и культов: клиентурные культы.

Сущность клиентурных культов такова, что они рассчитаны на краткосрочное участие и в большей степени коммерческую прибыль. Если в "каноничных" сектах и культах, рассмотренных в предыдущей публикации, учение охватывало все сферы жизни человека, то клиентурные культы предлагают некий набор услуг, и не предполагают долгосрочных отношений с "клиентом". В таких группах упор делается на количество прошедших через организацию участников, нежели их удержание. Религиозная составляющая (при наличии) дополняется "псевдопсихологической, псевдонаучной, экологической, образовательной и другими компонентами". 

Такие группы представлены астрологическими школами, центрами магии, духовного развития, спорными медицинскими центрами, различными тренингами личностного роста. Фактически клиентурные культы предлагают клиентам набор мистических и образовательных услуг: курсов лекций, сеансов исцеления, составление гороскопов, нетрадиционной терапии за определённую плату или компенсацию.

Эти два типа в совокупности представляют собой феномен новых религиозных движений (НРД).* 

Меня часто спрашивают, почему я отношу тренинги личностного роста к виду разновидности сектантства. Я приведу вырезки из историй тех людей, которые обращались ко мне за помощью после посещения таких тренингов. Но и это не сразу. Сначала я напишу, про личностный рост.

Личностный рост — самое абстрактное и самое общее, что может предложить психология в качестве продаваемого товара. Когда я слышу это словосочетание, мне вспоминаются слова Валерия Петухова в бытность его преподавателем МГУ (они остались в его видеолекциях), что личность совершает рост, когда решает некую внутреннею проблему. Соответственно, когда человек решает проблему (и это частно происходит в быту и без вмешательства психолога, и тем более тренера-непсихолога), т.е., совершает личностный рост, есть некий базисный уровень, от которого он растёт. Здесь есть простая и понятная  последовательность. Никогда не знал и не понимал, что мне могут предложить под видом личностного роста. Полагаю, у них (таких тренеров) есть какой-то сборник универсальных проблем, от которых растут все беды (в офисной технике это "не перезагруженный компьютер", конечно, в терапии это "любовь к себе" — конечно же, в таких тренингах это не работает).

Но вот истории: 

 Через многочисленные уговоры коллег и/или знакомых (позже выясняется, что есть плановое количество приглашений на такие тренинги, которые участников обязуют выполнить). Собранные в зале для, собственно, тренинга, они ожидают начала, потихоньку знакомясь друг с другом. Какое-то время ничего не происходит — двери закрыты, никого, кроме них нет. Появляется тренер. И первым делом начинает орать на них матом. Суть посыла сводится к тому, что они — никто, и по жизни занимаются тем же — сидят на месте и чего-то ждут. 

Давление тренера (всегда публичное и всегда непреркаемое: тренер позиционирует себя как всеведущий) и постановка участников в зависимость друг от друга (не справился — навязывание чувства вины), невозможность расслабиться, выйти (постоянное пребывание в состоянии эмоционального напряжения рано или поздно вызывает реакцию торможения), техника фрустирующих воздействий — всё расшатывает психику, а отнюдь не помогает решить проблему (в частности, меня интересует логика задачи "переодеться проституткой").

На одном выездном курсе, на полигоне в Подмосковье, тот, кто первым забирался на стенку, должен был помогать остальным — подтягивать наверх. Одно из участников таким образом дёрнули за шею, благо, обошлось без перелома.

Вернемся к теме. Клиентурные культы — ранее Хассен выделял коммерческие и образовательные/психотерапевтические — буквально недавно переживали настоящий ажиотаж. Сейчас, на мой скромный субъективный взгляд, эта тенденция пошла на спад — в основном из-за экономического положения в стране.

*Нужно отметить, что автор также выделяет 17 типов групп, основанных на содержательной специфике вероучения. Помноженный на 6 типов, этот критерий даёт 102 вариации. Тем не менее, эта классификация является не только наиболее полной, но простой в применении.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: