Мама, отпусти меня!

Считается, что нормальное полноценное развитие ребенка не представляется возможным без эмоциональных отношений с матерью и всем значимым социальном окружением.  

В  период младенчества  областью социального окружения является мать.  Мать и ребенок составляют некое биологическое единство, которое выражается включением друг друга в свою внутреннюю среду.  Мать  воспринимает  ребенка как свое продолжение.

Ведь ребенок приходит в этот мир слабым и беспомощным, он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои потребности – мать обеспечивает полный уход,  начиная от кормления, переодевания, купания, перемещения ребенка  и заканчивая простым общением.

Эта симбиотическая связь, слияние, эта фаза здорового развития, она заложена природой и является незаменимым фактором  для обеспечения жизнедеятельности  младенца и матери.

Но вскоре, по мере взросления ребенок постепенно отделяется от матери и происходит становление его Я.

Но случается так, что иногда периоды формирования и становления  собственного Я  не  происходят по многим причинам и уже, будучи взрослым, ребенок ,который покинул родительский дом и живет своей самостоятельной жизнью, все равно находится под сильным влиянием родительских установок, их оценок и суждений. Может испытывать чувство вины по отношению к родителям,  или пытаться  что-то доказывать им, пытаться оправдываться, вести с ними внутренний диалог.

Почему не происходит сепарация ( отделение)?

 

Сепарация матери. Чтобы дать ребенку полноценно развиваться, мать должна чувствовать себя независимой личностью, должна иметь свою точку зрения, должна быть уверена в себе и должна сама пройти этап  сепарации со своей матерью и иметь с ней  здоровые отношения.

Отсутствие отца. Не менее важным этапом в сепарации является отец или другой мужчина. Отец играет большую и важную роль в разрыве симбиоза между матерью и ребенком. Роль отца заключается в том, чтобы адаптировать ребенка  к самостоятельной жизни.

Невключенность в социум.  Фаза социализации одна из важнейших фаз развития человека. Чем раньше ребенок начнет контактировать с другими людьми, с детьми, тем  быстрее он адаптируется к жизни и к обществу. Часто бывает, что ребенка не отдают в детский сад, так как он часто болеет, и  по этой причине решают оставить его дома с бабушкой или с мамой.

Авторитарная и властная мать. Такие матери уверены в том, что ребенок это их собственность,  вещь и поэтому такая мать сама решает за ребенка, где ему учиться, с кем ему  дружить, что на него надеть, чем накормить и тд. Властная мать подавляет инициативу  ребенка, требует только послушания и подчинения. Дети таких матерей – безвольные и покорные, не имеющие права голоса,  становясь взрослыми, пытаются оправдать надежды и ожидания матери, все время, доказывая  ей свои социальные достижения,  возложенные на  них еще в детстве.

Гиперопека. Чрезмерная забота и чрезмерный контроль. Гиперопекающая мать зачастую ограждает своего ребенка от всевозможных трудностей. Она не может смириться с тем, что ребенок растет и должен становиться более самостоятельным, поэтому  у такой матери отношение к ребенку будет всегда как к младенцу. Это происходит на бессознательном уровне, даже если ребенок уже вырос. Дети таких матерей перестают бунтовать и обычно сдаются.

И когда ребенок становится взрослым, но до сих пор находится с матерью в этой симбиотической связи, то он не проживает свою жизнь, поэтому так важно как можно быстрее  отделиться, стать автономным.

Важно, в первую очередь четко понимать  и осознавать свои границы. Выстроить свои границы и ограничить доступ  к своей личной жизни,  доступ к вмешательству родителей в вашу жизнь но это вовсе не означает, что вы прекратите общаться  как раньше.  Вы можете  продолжать общаться, но уже как двое взрослых самостоятельных людей.  Без взаимных упреков и излишних ожиданий.

Даже, если ваш родитель не хочет отпускать вас, вы должны  с пониманием отнестись к этому, принять своего родителя таким, какой он есть,  но дать понять, что вы имеете право больше не соответствовать его ожиданиям, и вы ни в чем не виноваты перед ним. Освободитесь внутренне и обретите себя.

У каждого из вас свой путь. Свои взгляды на жизнь. Свои ошибки. Свои радости и печали. Вы есть друг у друга и будьте благодарны за это. Простите друг друга.

 

Список литературы:

И.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич Детский психоанализ, Школа Анны Фрейд

И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий Возрастная психология.Полный жизненный цикл развития человека.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: