Современная классификация сект и культов, ч.3.

Вводная часть была тут: http://www.b17.ru/article/106194/

Вторя тут: http://www.b17.ru/article/106339/

Классификация Стивена Хассена тут: http://www.b17.ru/article/105840/

 

Третий тип: аудиторные культы.

"Техническое описание" таково:

Отдельные индивиды или небольшие группы лиц, имею-
щие минимальную организационную структуру с системой регулярной
трансляции религиозного или оккультно-мистического знания в массы
и с полным отсутствием института членства.

Такой вид сектантства, пожалуй, встречается наиболее часто. На каждом столбе можно найти рекламу той или иной астрологической услуги. Снятие порчи, установки энергетических защит, путешествия в прошлые жизни, и еще десятки услуг, предлагаемые потомственными колдунами, пользуются несказанной популярностью, (к сожалению) — в определённой степени это и есть подоплёка существования феномена. Здесь, как и везде в современном мире работает рыночный закон: спрос рождает предложение.

Ни к чему не обязывающее членство выражается в проведении индивидуальных и групповых консультаций и посещении лекций. Со стороны группы основным видом деятельности является формирование и поддержание текущей мифологии, а также "частная практика". Она может достигать небывалых масштабов — многие еще помнят времена, когда воду "заряжали" по телевизору. 

Предлагаемая мифология включает в себя образ-легенду лидера. Руководители аудиторных культов самопозиционируются как тарологи, целители, биоэнерготерапевты, докторами нетрадиционной медицины, академиками астрологических наук. К сожалению, нередко они маскируются и под обычных психотерапевтов (чем по-своему дискредитируют психологию). 

Формируемая мифология, с одной стороны проводится сверху вниз доступными медиаканалами — в том числе и социальными сетями, с другой стороны — поддерживается снизу, клиентами таких культов. По сути, они ориентируются на ту прослойку общества, которую Кэмпбелл именовал культовой средой

Нужно отметить, что из-за сильной разницы в размахе деятельности — от услуг, рекламируемых путем сарафанного радио до телевизионного уровня — трудно говорить о какой-либо количественной и качественной статистике данной группы. По крайней мере, мне неизвестно достоверных данных — можно сравнивать количество подписчиков тех или иных лиц, зрителей телепередач оккультно-мистическгого характера, просмтров роликов на Youtube, но мимо такого мониторинга неизбежно пройдут авторы рекламных листовок, "сельские колдуны" и другие лица, которые не стремятся столь очевидно к наращиванию клиентурной базы (которая также может пересекаться).

Аудиторные культы могут со временем трансформироваться в клиентурные культы. 

Картинка: иллюстрация к "Макбет".

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: