Современная классификация сект и культов, ч.4.

Вводная часть была тут: http://www.b17.ru/article/106194/

Вторая тут: http://www.b17.ru/article/106339/

Третья: http://www.b17.ru/article/106533/

Классификация Стивена Хассена тут: http://www.b17.ru/article/105840/

 

Термин, определяющий четвертый тип сект и культов, был предложен Колином Кэмпбеллом в 1972 году. Культовая среда — это устойчивая прослойка общества, которая представлена носителями псевдорелигиозных и других сектантских идей, при этом не состоящая формально в организованных группах. 

Вера в приметы и суеверия, аномальные зоны, НЛО, энергетический вампиризм, целителей и экстрасенсов, в действенность порчи и сглаза, гороскопы, предсказания, лозоходство и т.д. составляют единый комплекс верований, который оказывает влияние на мировоззрение, поведение, круг интересов и досуга частных лиц, вне контекста какой-либо организации. 

Отсутствие формального членства и целенаправленно, последовательно используемых каналов распространения "сверху вниз", т.е., горизонтальное взаимодействие участников, не делает её малочисленной. Культовая среда по количеству представителей и, наверное, силе воздействия на общество превышает все остальные формы сектантства вместе взятые. 

На запросы представителей культовой среды работают аудиторные культы. Клиентурные культы, а равно и секты в "традиционном" их восприятии (см. часть первую данной серии публикаций) во многом являются надстройками над этой массой идей и концепций. Как отмечает В. Мартинович, в культовой среде возможно найти онтологическое обоснование феномена сектантства в целом (на мой взгляд, перспективы изучения структурированных сект и культов лежат в области динамики малых групп, например, теориях Майерса, Зимбардо и Атрана). 

Как этот комплекс порой откровенно бредовых идей продолжает самостоятельно существовать и жить в общественной среде по прежнему остаётся серьёзным, важным и интересным вопросом.

Организованное сообщество сторонников заговора, создаёт целый альтернативный мир, задействуя собственные веб-сайты, статьи, фильмы и организуя собственные встречи, конференции и другие культурные, досуговые и идеологические мероприятия.

(Бразертон Р. Недоверчивые умы: Чем нас привлекают теории заговоров).

Оккультные верования, носимые в головах людей, реализуются в виде ритуалов, обращений к гаданиям на картах перед принятием решения (полагаю, последнее связано с желанием опереться на что-то стороннее, если не вообще переложить ответственность). Приметы и суеверия обретают силу в виде следования им в бытовых ситуациях. Иногда они принимают интересные формы. Мне как-то довелось лететь в самолёте, в котором отсутствовал 13-й ряд сидений.

Культовая среда прекрасно описана "изнутри" в книге А. Леманна "Иллюстрированная история суеверий и волшебства: от древности до наших дней", а также А. Давид-Неэль "Зачарованные тайной. Странные явления и странные люди, повстречавшиеся мне во время странствий по Востоку и Западу".

Картинка просто из Интернета, выдалась по запросу "сторонники теории заговора".

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: